Бизнес имеет божественное предназначение.
Джон Рокфеллер
Только у писателей и журналистов элита, это «лучшие граждане» или «сливки общества». Деятельность элиты ясно демонстрирует, что она является активной частью общества. Потому что своей энергией элита инициирует общественные процессы и управляет их течением. Поэтому именно элита обеспечивает общественное развитие – воздействием своей энергией изменяет общество.
Экономическая элита своей энергией обеспечивает экономическое развитие. Это один из главных процессов общественного развития. Такое предназначение экономической элиты описывается еще в Библии словами «На седьмой день Бог почил от трудов своих». То есть, Творец перестал создавать новые сущие.
Но ведь именно этим в первую очередь занимается человек – в виде продуктов своего труда создает то, чего раньше в мире не было. Поэтому на «седьмой день» человек продолжил дело Создателя – стал наполнять окружающий мир продуктами своего труда. И так создавать искусственный мир – рукотворную территорию в составе Вселенной.
В этой деятельности экономическая элита создает вещественную часть искусственного мира – наполняет его продуктами, которые производит на своих предприятиях. Политическая элита создает общественную организацию искусственного мира в виде государственных институтов и правовой системы. Культурная элита ищет в созданном Творцом мире стандарты и эталоны совершенства. Ими экономическая и политическая элиты должны руководствоваться в своей созидательной деятельности. Научная элита добывает знания. Их использование повышает эффективность созидательной деятельности политиков и предпринимателей.
Это значит, что экономическая и политическая элиты должны выполнять функцию моторов общественного развития. А научная и культурная элиты должны обеспечивать бизнесменов и политиков пониманием, как именно они должны выполнять функцию моторов – максимально эффективно создавать все более совершенный искусственный мир.
Только в таком варианте ориентации своей деятельности интеллектуальные элиты будут полноценными продолжателями дела Творца. Это значит, что созидательная деятельность не должна портить природный мир. Поэтому если элита своей деятельностью начинает разрушать природный мир, она становится «блудным сыном» Создателя – порочным.
Отсюда любые проблемы экологии, это всегда результат некачественного выполнения интеллектуальными элитами своего эволюционного предназначения. Или непонимания его сути. Или использование ошибочных способов выполнения предназначения. Или первое и второе вместе.
Если элиты в своей деятельности руководствуются алчностью, элитное сообщество превращается в раковую опухоль искусственного мира. Именно ее метастазы являются причинами самых болезненных общественных проблем. И в первую очередь они разрушают общество – превращают его в джунгли. Поэтому во всех мировоззренческих алчность считается пороком.
Классическая политическая экономия больше двух веков развивалась без такого по качеству понимания сущности созидательной деятельности. Вина за это лежит на основоположниках капиталистической и социалистической версиях классической политической экономии – Адаме Смите и Карле Марксе. Они были философами – никогда не работали в реальной экономике. Поэтому наблюдали ее только с позиции покупателя. И изучали экономику по трудам экономистов, которые тоже никогда в экономике не работали.
Исходную ошибку в понимании экономической деятельности сделал А. Смит. Как философ, он занимался изучением этики деятельности. И пришел к выводу, что мотивация предпринимателя в своей основе порочна – диктуется алчностью. Но так как экономическая деятельность создает общественное богатство, А. Смит сформулировал представление, что алчность предпринимателей является общественно полезным злом. По сути, является экономическим аналогом первородного греха. И в дальнейшем политэкономия развивалась на этом «фундаментальном» представлении.
Реально А. Смит предложил научный вариант легитимации порока алчности. Религиозный вариант стал «достижением» протестантизма. Это учение утверждает, что богатством Бог наделяет избранных. А так как в большинстве случаев богатство создается алчностью, это значит, что Бог не считает ее пороком.
К. Макс предложил лишь другое объяснение порочности экономической элиты – криминальное. В этой версии капиталист крадет создаваемую наемными работниками стоимость. Соответственно, действия капиталиста аналогичны действиям вора.
Важный вклад в успешное развитие «политической экономии полезного зла» внесла политическая элита. В представлениях XVIII века общество должно быть организовано на принципе единоначалия. Соответственно, только одна элита должна быть в нем главной. Представление о порочности экономической элиты легитимировало претензии политической элиты на статус единоличного управления обществом. Именно в интересах политиков писатели и журналисты стали продвигать в массовое сознание идеи А. Смита и К. Маркса.
Английская поговорка гласит, что «если человеку тысячу раз сказать, что он свинья, на тысячу первый раз он в ответ захрюкает». Если писатели и журналисты два века подряд твердят о порочности бизнесменов, многие из них решат, что они и в самом деле порочны. И будут вести себя соответственно. В итоге будут поддерживать ложное понимание предназначения экономической элиты и ее функций в общественном развитии.
Если права Библия, то экономическая элита вовсе не полезное для общества порочное сословие. И современные проблемы развитых стран имеют своим источником в том числе ложное понимание роли экономической элиты. Как следствие, наделение ее неадекватным общественным статусом. А неадекватный статус имеет следствием недостаточно эффективную деятельность.
Любая монополия вредна. Результатом такого экономического «просвещения» общества стала деградация политической элиты и существенной части экономической. Но в первую очередь монополия политической элиты на управление общественным развитием регулярно приводила капиталистическое общество к тяжелым политическим, экономическим и социальным кризисам.
Монополия сначала приводит к консервации управления, а затем к утрате эффективности. Консервация политических элит развитых стран заблокировала процесс их обновления качественными субъектами. Как следствие, в последней трети ХХ века они начали неуклонно деградировать. И сегодня политические элиты стран Первого мира полностью утратили эффективность. Превратились в политический планктон – серую массу мелких личностей. Деградация политической элиты стала первой причиной краха капитализма, факт которого констатировал доклад Римского клуба «Come on!» (2017) ...
Полный текст читайте в прилагаемом PDF файле
Все права защищены. использование и перепечатка материалов только с письменного разрешения авторов.
Copyright © 2019 PRISMLAB