Любая человеческая деятельность осуществляется с использованием интеллектуального обеспечения. Это сумма знаний о сути деятельности, ее особенностях, методах, технологиях и ноу-хау ее осуществления. Самым сложным и масштабным видом деятельности является управление развитием страной. Для него используется самое сложное и масштабное интеллектуальное обеспечение – «цивилизационная парадигма».
Сегодня правящие классы развитых стран используют парадигму, которая развивалась на протяжении индустриальной эпохи. Поэтому может называться индустриальной. В современном виде эта парадигма состоит из системы четырех блоков информации. В этой системе каждый блок является очередным производным от исходного блока.
Исходным является философский блок. Он предлагает концепцию модели мироздания: систему его организации, действующий в нем миропорядок и способ его существования. Этот блок дает правящему классу общее понимание мира. Философский блок индустриальной парадигмы предлагает материалистическую модель мироздания, в которой мир полностью материален, управляется «законами природы» и существует в процессе развития. Эта модель задает правящему классу ориентацию на цели общественного развития, на приоритет материальных интересов развития и на поддержку научных исследований, как способа постижения миропорядка.
Производным от философского является идеологический блок. Он предлагает идеологии, которые описывают общественную часть материалистической модели мироздания. Именно поэтому наука рассматривает идеологии в качестве версий «политической философии». Идеологии либерализма, социализма и их версии предлагают разные варианты организации общества – системы его институтов и этику общественных отношений.
Эта информация позволяет правящему классу формулировать истинные с точки зрения используемой идеологии цели для общества, определять правильные пути и легальные с точки зрения этики способы их достижения, разрабатывать и развивать модель организации общества – систему его институтов, общественных отношений, их правового обеспечения. В итоге идеологический блок предлагает правящему классу лоцию существования и развития общества и проект модели его эффективной организации.
Производным от идеологического является теоретический блок. Он содержит разработанные общественными науками теории общественных процессов и отношений между их участниками. Общество функционирует как система общественных процессов и отношений между их участниками. Поэтому для целенаправленного управления существованием и развитием общества правящему классу требуется понимание сути и ключевых особенностей общественных процессов и отношений их участников.
Это понимание правящему классу предлагают общественные науки – политология, социология, политэкономия. Так как каждая идеология предлагает свою модель организации общества, в общественной науке сегодня имеются три школы – неолиберальная, социал-демократическая и социалистическая. Идеологическая ориентация школ имеет следствием существенно разное понимание правящими классами стран Первого мира сущности общественных процессов и их ключевых особенностей.
Производным от теоретического является инструментальный блок. Он состоит из необходимых для управления общественными процессами и отношениями методов их исследований, технологий и ноу-хау. Наличие разных в своей идеологической основе теорий общественных процессов имеет следствием использование правящими классами разных инструментов управления ими. Потому что для каждой модели общества требуются адекватные ее особенностям инструменты управления.
Опубликованный в 2017 году доклад Римского клуба «Come on» констатировал, что индустриальная парадигма не соответствует уровню сложности постиндустриального общества и современной международной среды. Как следствие, окончательно потеряла эффективность и созданная на ее основе модель капиталистического общества. Поэтому индустриальная парадигма нуждается, как минимум, в кардинальной модернизации. А по результатам модернизации парадигмы требуется разработать принципиально новую модель общества.
В итоге доклад предложил западным интеллектуалам срочно заняться модернизацией философского, идеологического и теоретического блоков индустриальной парадигмы. При этом эксперты только сформулировали задачи модернизации. Решать их должны соответствующие специалисты – философы, идеологи, обществоведы. Но с ними у Запада большая проблема.
Дело в том, что на пике конкуренции капиталистического и социалистического геополитических проектов общественного развития западные пропагандисты объявили либеральное общество «вершиной эволюции». Соответственно, общественное развитие закончилось и дальше должны развиваться только продукты труда и технологии их производства.
Это объясняет, почему европейские социалисты и социал-демократы, приходя к власти, проводят чисто либеральную политику – они все реально имеют полностью либеральную идеологическую ориентацию. А старые названия своих партий сохраняют для привлечения избирателей социалистической и социал-демократической ориентации.
Это так же объясняет, почему после крушения СССР Ф. Фукуяма объявил о «конце истории». Ведь история человечества, это история общественного развития. Если общественное развитие завершилось и исчез последний конкурент либерального общества, это значит, что история действительно закончилась.
Правящие классы стран Запада поверили пропагандистам и постепенно прекратили финансирование исследований процессов общественного развития. Но теперь выясняется, что в русле европейской закончилась история не всего общественного развития, а лишь его третьего после античного и феодального цикла – индустриальной эпохи. При этом история этой эпохи пока заканчивается только для стран Первого мира. И для них уже несколько десятилетий назад начался следующий цикл – постиндустриальная эпоха.
Адекватная уровню сложности постиндустриального общества цивилизационная парадигма требуется всем странам. Странам Первого мира новая парадигма требуется для преодоления кризиса перехода к развитию на постиндустриальном этапе. Остальным странам новая парадигма требуется для ориентации в современном мире – понимания сути и направленности протекающих в нем глобальных процессов. А странам исламской цивилизации новая парадигма требуется для успешного завершения перехода на индустриальный этап развития.
Но так как все исследования процессов общественного развития были давно прекращены, сегодня у западной науки нет необходимых для модернизации парадигмы задела идей и разработок. Еще хуже то, что на Западе не осталось специалистов по процессам общественного развития. Есть лишь преподаватели философии, пропагандисты-идеологи и исследующие только текущие проблемы обществоведы. А так как процессы общественного развития самые сложные, для подготовки компетентных в них специалистов требуется много лет.
В такой ситуации западное интеллектуальное сообщество занялось решением посильной для него задачи – создания «лекарств скорой помощи». Это проекты непринципиальной модернизации капитализма, реализация которых позволит странам Запада продержаться до решения поставленных в докладе Римского клуба задач: модернизации индустриальной парадигмы и разработки новой модели общества. Ведь перспектива в ближайшие годы повторить судьбу СССР стала для США и Евросоюза уже полностью реальной. Причем в ближайшие нескольких лет. Потому что развивающийся в странах Запада букет политического, экономического и социального кризисов полностью аналогичен букету кризисов, которые погубили СССР.
Сегодня разрабатываются два проекта «лекарств скорой помощи». Интеллектуалы либеральной ориентации разрабатывают модель «прогрессивного капитализма». Их имеющие социал-демократическую ориентацию коллеги разрабатывают модель «регенеративной экономики». Обе модели ничего принципиально в капитализме не меняют – каждая предлагает устранить уже очевидно разрушающие экономику элементы современной модели капитализма. А в части политической системы никаких изменений вообще не предусматривают. Поэтому реально проекты решают задачу перевода агонии капитализма в режим вялотекущей деградации.
Изложенное означает, что на Западе имеет место кризис перехода к развитию в условиях новой эпохи. И переход происходит в форме кризиса, потому что у правящих классов нет адекватной условиям новой эпохи цивилизационной парадигмы. По сути, это ситуация, когда капитан ведет корабль в неизвестных ему водах и в тумане.
Исследования предыдущих кризисов перехода в русле европейской цивилизации показали, что успешное преодоление таких кризисов всегда являлось результатом смены правящим классом используемой им цивилизационной парадигмы. А правящие классы, которые первыми смогли это сделать, обеспечили своим обществам статус лидеров общественного развития новой эпохи.
Это значит, что кризис перехода запустил процесс смены лидеров Первого мира. Своим воздействием этот процесс приведет к смене лидеров в других цивилизациях и регионах планеты. Поэтому новая цивилизационная парадигма нужна всем странам. Одним для управления общественным развитием в условиях постиндустриальной эпохи. Другим для ориентации в развивающихся в мире глобальных процессах политической и экономической трансформации.
Цивилизационная парадигма энергизма пока является единственной полноценной альтернативой всем версиям индустриальной парадигмы. Как и индустриальная парадигма, новая состоит из четырех блоков. Первый блок предлагает альтернативную идеализму и материализму философскую систему – Философию эволюции (энергизм). Второй блок предлагает первую идеологию постиндустриальной эпохи. Третий блок предлагает комплекс новых общественных теорий. Четвертый блок предлагает новые методы исследований, моделирования, проектирования и новые технологии управления общественными процессами.
Парадигма энергизма объясняет системные особенности кризиса перехода. Поэтому парадигма позволяет правящим классам и бизнесу прогнозировать развитие опасных для общества процессов и объективно понимать особенности их течения в среднесрочной и долгосрочной перспективах. В результате осуществлять полноценное стратегическое планирование. Как следствие, действовать максимально адекватно имеющимся условиям. А разработанные на основе новой парадигмы проекты модернизации общества, методы и технологии позволяют быстро и эффективно решать ставшие критически опасными общественные проблемы.
Важным является второй результат проекта разработки новой парадигмы – создание нового методического обеспечения управления общественными процессами. Это обеспечение адекватно уровню сложности современного общества и состоит из четырех новых методов – анализа нестационарных процессов, концептуально-системного анализа, эволюционного ориентирования и матричного проектирования. Это методическое обеспечение позволяет эффективно разрабатывать интеллектуальные проекты мирового масштаба и высшего уровня сложности.
Парадигма энергизма разрабатывалась с учетом фундаментальных особенностей европейской цивилизации. В первую очередь в качестве комфортного для европейского менталитета интеллектуального обеспечения управления общественным развитием. Но созданное методическое обеспечение позволяет не только дальше развивать парадигму энергизма. Оно дает возможность разрабатывать варианты парадигм для других цивилизаций – учитывающих их фундаментальные особенности и текущий этап развития. И создавать адекватные современным условиям в мире и комфортные для менталитета разных цивилизаций парадигмы.
Кризис перехода стран Первого мира к этапу постиндустриального развития создал глобальную интригу. Она повторяет глобальную интригу первой половины второго тысячелетия. Тогда исламская и китайская цивилизации в своем развитии опережали европейскую цивилизацию. Но европейские мыслители смогли создать новую цивилизационную парадигму, которая сделала европейскую цивилизацию новым лидером человечества. А не сумевшие решить эту задачу исламская и китайская цивилизации на пять веков погрузились в эволюционный застой.
Поэтому сегодня эволюцией объявлен конкурс в первую очередь на статус цивилизации-лидера следующей эпохи. При этом в интеллектуальном плане стать новым лидером человечества вполне способна, как минимум, одна из двух цивилизаций – китайская или латиноамериканская. Для этого требуется лишь получить адекватную условиям новой эпохи цивилизационную парадигму.
Все права защищены. использование и перепечатка материалов только с письменного разрешения авторов.
Copyright © 2019 PRISMLAB